ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ
, математическое определение соотношений тонов по высоте, установление чисел, отношение между которыми соответствует отдельным музыкальным интервалам. Каждый из двух тонов интервала может быть выражен числом, соответствующим или длине струны, дающей звук, или числу колебаний этой струны. Если это число для одного тона интервала мы обозначим через a, а для другого – через b, то отношение а:b и представит собой точное математическое выражение родства этих тонов; напр. с:е как 4:5 (срв. Квинтовые и терцовые тоны) есть отношение (чистой) большой терции, напротив – с:е как 64:81 – есть отношение четвертой квинты ([2:3]4, с необходимыми октавными перемещениями). Нижеследующая таблица представляет ряд важнейших и возможных в пределах одной октавы тонов; она исходит от с, по которому определяет акустические величины остальных тонов. Для всех входящих в таблицу величин последовательно даны следующие определения: 1) по степени сродства (каждый тон выражен, как результат квинтовых, терцовых и октавных шагов [Q, Т, О], исходящих от с; срв. Интервал, 1); 2) в простых дробях, выражающих длину струны, при том предположении, что длина струны с=1 (напр. g = (2/3) с); 3) в десятичных дробях, выражающих отношение между числами колебаний с и данного тона; 4) в обыкновенных (Бригговых) логарифмах (См.) при основании 10 и 5) в логарифмах при основании 2. При употреблении логарифмов приходится иметь дело вместо отношений (дробей) с разностями, при чем гораздо скорей и легче можно видеть, который из интервалов больше или меньше. В самом деле, только после сложного вычисления можно сказать, какой интервал больше – 16:15 или 2187:2048; логарифмы же, напротив, ясно и прямо выражают разность тонов по высоте. Кроме того таблица содержит 6) точные (также в логарифмах при основании 2) величины 53-ступенной системы (срв. Темперация) и для удобства сравнения 7) величины 12-ступенной равномерной темперованной системы; для сторонников хроматической системы имеются, наконец, еще 8) определения (также в логарифмах при основании ), при которых каждая из двенадцати полутонных ступеней гаммы выражается целым числом (1,00000 = 1/12 октавы). Числа, напечатанные жирным шрифтом, представляют собой величины 12-ступенной равномерно-темперированной гаммы, являющиеся превосходными средними величинами. Горизонтальные штрихи над или под буквенными названиями тонов служат для более быстрой наглядности гармонического отношения между с и данным тоном, или отношения различных тонов друг к другу (срв. таблицу при статье Квинтовые тоны): Определение тонов. *) Q обозначает шаг на квинту вверх, 1/Q – шаг на квинту вниз; Т – шаг на терцию вверх, 1/Т – вниз, О – шаг на октаву вверх, 1/О – вниз.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНОВ" в других словарях:

  • Шкала тонов — (также Шкала эмоциональных тонов)  термин, введённый основоположником дианетики и саентологии Л. Р. Хаббардом в середине XX века для точного определения уровня эмоционального состояния человека. Эмоциональное состояние, или тон,… …   Википедия

  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ТОНОВ — См. Определение высоты тонов …   Музыкальный словарь Римана

  • СТРОЙ — 1) (нем. Stimmung) высота тона в связи с отношением ее к высотам других, входящих в систему, тонов. Отсюда, под установлением с я подразумеваются: а) Установление той или иной абсолютной высоты для тона, по которому строятся остальные тоны. Срв …   Музыкальный словарь Римана

  • ТЕМПЕРАЦИЯ — (лат. systema participatum, нем. Temperatur, франц. tempérament), так называется выравнивание неизбежных в практической музыке уклонений от акустической чистоты интервалов. Каждый консонирующий аккорд (мажорный или минорный) состоит из главного… …   Музыкальный словарь Римана

  • Диеса — Диеса[источник не указан 31 день], или диезис[1][2] (др. греч. δίεσις, лат. diesis)  один из микротоновых музыкальных интервалов, известный ещё как малый[3] (энгармонический …   Википедия

  • СИСТЕМА — 1) Под с й тонов (тонической с й) разумеется теоретическое определение соотношений между тонами, служащими для музыкальных целей. Современная с. тонов существенно отличается от прежней, и хотя современная наука не прочь думать, что соотношения,… …   Музыкальный словарь Римана

  • ПИФАГОР — (Pythágoras), знаменитый философ (род. 582 до Р. X.), около 529 основал религиозно политическую общину в Кротоне, догмы которой находились в связи с учениями египетских жрецов, у которых П., по преданию, учился. Сам П. ничего не написал, так что… …   Музыкальный словарь Римана

  • ХРОМА — (греч., краска ), 1) то же что хроматический полутон, т.е. интервал, который образуется: а) между каким либо натуральным тоном основной гаммы и тем же тоном, повышенным посредством или пониженным посредством b) между просто повышенным тоном… …   Музыкальный словарь Римана

  • ЧИСТЫЙ СТРОЙ — так называется такой строй, при котором интонация интервалов точно отвечает требованиям математического определения тонов (срв. Определение тонов), напр. квинта в виде 2:3. Ч го с я возможно добиться при помощи комбинационных тонов, но при… …   Музыкальный словарь Римана

  • ЭНГАРМОНИЗМ — (греч.), так называется отношение между тонами, которые различаются по математическим определениям высоты тонов, а отчасти и в нотном письме, но в практической музыке отождествляются; напр. f и eis, h и ces и т.п. – 16 й век, принесший… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»